Почему так не заменим аудиопроцессор в автомобиле?



      Что бы очень подробно объяснить, почему же без аудиопроцессора в авто не бывает нормального звука, нужно немного вернуться к домашним стереосистемам. Что такое классическая домашняя стереосистема - это одна пара стереоколонок. И для того, что бы добится максимального качества звучания от них - вам достаточно будет просто сесть между ними на каком то расстоянии. Все остальное за вас уже продумали инженеры, которые производили эти динамики и которые производили тот усилитель или ресивер, который работает на эти же динамики.



    Обратите внимание, что когда вы сидите между стереопарой, то звук от левой колонки и от правой колонки, до вас доходит одновременно. Более того, звук например от левой колонки - от твиттера, среднечастотника и от мидбаса - так же доходит до вас с одной временной задержкой. То есть они располлжены все на одной вертикальной плоскости с равным удалением от Ваших ушей.



    Более того, внутри любой домашней колонки, находится так называемый кроссовер, который выполняет функцию разделения частот. Он обрезает твитер снизу, обрезает среднечастотный динамик сверху и снизу, что бы он играл удобный для себя диапазон звуковых частот, ну и так же работает с мидбасом и НЧ-драйвером.



    Все срезы, которые оптимальны для данного динамика, для вас уже подобрали на заводе и вам просто достаточно сзади домашней колонки, прикрутить два акустических кабеля. Все домашние колонки при этом, находятся с одинаковым разворотом к вам, поэтому все динамики и левые и правые играют под одинаковым углом к вам.



   Что касается автозвука - ситуация совершенно иная. Первая и главная проблема, которая возникает - это то, что слушатель, то есть Вы, находитесь не посередине между левыми и правыми динамиками, а ближе к определенному краю авто. Если мы говорим о леворульном авто, то звук с левых динамиков будет доходить значительно быстрей, чем от правых динамиков.


      И это еще пол беды. Дело в том, что даже если мы возьмем отдельную левую сторону, то твиттер, как правило, расположен вверху торпеды, а мидбас внизу двери. И получается, что временная задержка между твиттером и мидбасом на одной стороне, будет разной. Впрочем, как правило и на другой стороне ситуация аналогична. Звук от всех динамиков, которые расположены в авто, доходит до вас не одновременно, и чем динамик ближе, тем быстрее звук от него дойдет. Тем сильнее будет и локализация  данного динамика, который находится ближе, и тем менее будет сведена общая звуковая картинка. Потому что все звуки  до Вас доходят с разной задержкой, с разным временным промежутком и фактически местами накладывается друг на друга, в том числе в противофазе, превращаясь в некую кашу.



    Нужно понимать,  что левые и правые мидбасы, но бывает и среднечастотники, находятся у вас под разными углами. Левый мидбас расположен сильно внизу, под вами, правый мидбас смотрит как бы под прямым углом. Фактически получается, что звук от правого и от левого динамика до вас будет доходить разный, только за счет того, что они расположены под разными углами.




      Зачастую, высокочастотники также могут стоять с небольшими отличиями по углу направленности.В данном случае, динамики будут играть по разному. Следующая проблема в авто то, что в зависимости от удаления динамика, динамики могут менять свою громкость, которую вы получаете в том месте, где сидите. Фактически, громкость каждого динамика также будет не согласована между остальными динамиками.


     Ну и главный момент: Авто - не идеальное место для прослушивания звука. В авто очень много так называемых
отражаемых поверхностей. Причем, для каждого динамика своя отражающая поверхность обязательно найдется и будет индивидуальной.



     За счет этих переотражений, отражений наложений, где звуковые волны могут вычетаться, складываться - каждый динамик, установленный в своем месте, будет играть по разному. Построить звук в авто гораздо сложнее, чем сделать  это в домашних условиях. Поскольку вещей, которые нам будут  мешать получить хороший звук в автомобиле гораздо больше. Конечно, есть и плюсы: например, в авто гораздо интереснее распротраняются низкочастотные волны. Таким образом, хороший, плотный бас, который легко получить в авто, в домашних условиях получить сложнее. Поэтому, ощущение, которые вы получаете, прослушиваете музыку в автомобиле, отличается и сильно от домашних.



           В первую очередь за счет малого простарнства, в котором мы находимся в авто, и за счет этого басс становится гораздо более плотным и интересным.

    Что же мы получим, если мы не будем стараться исправить все эти автомобильные ньюансы и слушать
автомобильный звук так как он есть в штатном виде абсолютно любого автомобиля? Мы получим, что например тот же самый голос, который он  у нас должен находится по центру торпеды (по середине стекла), будет всегда слышен с ближайших динамиков, то есть, с левой стороны. Если начать бороться баллансом (громкостью левой и правой стороны), попытаться увеличить громкость правой стороны, то часть звуков будет переноситься на правую сторону, часть звуков останеться по-прежнему с левой стороны и получится полная "билеберда". С такой билебердой, ездят практически 99% автолюбителей и только один процент самых требовательных строит себе в авто граммотную систему.



        Так же, если не устранять все ньюансы, которые у нас возникают в авто, мы будем иметь тот эффект, что,
поскольку звук будет доходить от каждого источника звука в авто с разной задержкой, то он будет опять же
размазанным и не четким. Даже, если поставить самые дорогие динамики в обычном виде без аудиопроцессора, мы не сможем из них выжать и половины того, на что они способны.



     И еще один момент, - каждый динамик, за счет того, что он расположен в своем определенном месте, под своим определенном углом к слушателю, будет играть совершенно по разному. Поэтому, вся музыкальная картинка будет карйне не согласована.

    Я очень чатсо слышу такие фразы, что я в машине музыку обычно не слушаю, а слушаю голосовое радио - поэтому музыка в машине мне не нужна. Я вам честно скажу, я не встречал в своей жизни ни одного автомобиля, где бы на штатной системе мне бы захотелось слушать музыку. Поверьте мне, получить истинное музыкальное удовольствие, можно только с помощью аудио-процессора, который будет исправлять все эти проблемы и автомобильные ньюансы и превращать нашу автомобильную систему в хорошую, граммотную и качественную "домашнюю стереопару".

     Кстати, очень часто встречается такое, что люди пытаются установить саббуфер в авто, не имея в автомобиле аудиопроцессора. То есть фактически, они ставят динамик, который будет работать с абсолютно максимальной задержкой и  не пытаясь при этом скорректировать эту задержку. В таких случаях, звук от саба всегда будет находится сзади автомобиля, стучать не в ритм, не в такт, будет такое ощущние, словно Вы кого то заперли в багажнике и он пытается биться и вылезти из багажника. Но никакого приятного граммотного баса, когда он полностью сочетается с музыкой, переносится вперед и вас окутывает без аудиопроцессора не получить!!!

    Опять же, ошибка - безумно дорогие системы на очень дорогих динамиках, но при этом аудиопроцессора в авто нет. И по факту получается, что угробив бешенное количество денег в усилители, в динамики, в установку, - люди на выходе получают бестолковый результат.    


    Аудиопроцессор - это то устройство, которое позволяет полностью управлять музыкой в автомобиле, настраивать его, бороться со всеми ньюансами и проблемами, которые нам преподносит автомобиль, с точки зрения построения музыкальной системы. Аудиопроцессор - это мозг нашей музыкальной системы. И если этого мозга нет, то система получается такая же как иногда встречаются люди - безмозглая....


     Что же должен уметь автомобильный аудиопрочессор, что бы побороться совсеми теми проблемами, которые у нас возникают в автомобиле? Поскольку все динамики в авто находятся на абсолютно разном расстоянии от слушателя, то главная функция автомобильного процессора - это временная коррекция. Любой автомобильный процессор в первую очередь должен в себе иметь  функции регулировки временной коррекции или временной задержки на каждый отдельно взятый динамик. С помощью временной коррекции мы сможем сделать так, что слушатель будет одновременно слышать и левую и правую сторону и стерекартинка будет строится значительно лучше, значительно качественее, точнее, чище и локализация всех музыкальных инструментов буде находится в том месте, как это находилось при записи в студии или в другом помещении.



    Также, с помощью этих звуковых задержек мы сможем скорректировать и временную задержку побортно (вертикально), то есть отдельно по левой стороне автомобиля и отдельно по правой стороне. Тот же левый  твиттер, левый среднечастотник и левый мидбас, в случае, если у нас трехкомпонентая акустическая система, по прежнему находится от наших ушей на разном расстоянии. И если мы их не согласуем также по временным задрежкам, то будет получаться, что или один из динамикова будет сильнее локализоваться и притягивать внимание  на себя. Ну и в любом  случае, звук опять же  всей левой стороны будет приходить не одновременно до вас. Поэтому и будет получатся некая перефазировка, несфазированность, звук будет не натуральным, не качественным, не четким. То же самое касается и правой стороны. Самая главная функция в авто-процессоре  - это возможность выставлять задержки на все каналы, которые у нас есть в авто. То есть если у нас к примеру 2-х компонентая акустическая система+сабвуфер сзади, то у нас должно быть 5-6 каналов задержек . Если у нас 3-компонетная  фронтальная акустика+условно тыл, который я редко рекомендую применять+саббуфер, то у нас должно быть в процессоре минимум 9-10 регулируемых каналов задержек на каждый из которых, можно было бы выставить звуковую задержку.

    Сразу обратите внимание, что очень часто, особенно современные головные устройства, которые внутри себя
содержат некий процессор имеют некие определенные задержки и при этом часто так бывает, что этих задержек  не достаточно. Например, многие магнитолы алпайн - двухдиновые, однодиновые современные - имеют очень
маленькие значения по временным задержкам. В итоге, натсроить качественно авто-систему с помощью такого
количества задержек временных, которые позволяют сделать  эти  головные устройства - очень сложно. Схожая
ситуация с некоторыми устройствами от SONY. При выборе аудио процессора обязательно обратите на это
внимание или обратитесь к специалисту.


   Ещё одним важным моментом, которым должен обладать автоаудиопроцессор - это возможность  устанавливать частотные срезы на каждый из динамиков по отдельности (функции кроссовера или по аншенски полосового фильтра). Если мы берем домашние стереоколнки, то внутри каждой из них, находится так называемый пассивный кроссовер, который выполняет функцию устанавливать частотные срезы на каждый из динамиков, которые стоят в этой колонке. Все частотные срезы и громкость каждого динамика по отношению к другому уже заранее отрегулирована заводом-производителем.    






    В авто у нас ситуиция немного другая. Каждый автомобиль индивидуален. И изначально завод - производитель, может предложить срезы и соотношения громкости каждого динамика между собой только  приблизительно. Если мы хотим выжать максимум из этих динамиков - мы должны полностью сами и самостоятельно понять каки е частотные диапазоны будут лучше для того или иного динамика, в том или ином автомобиле, для тех или иных музыкальных предпочтений и той или иной требуемой громкости. Любой аудиопроцессор должен обладать функцией чатотных срезов (кроссовера). С помощью них мы сможем отдлельно установить на каждый динамик тот частотный диапазон, который этот динамик может играть. Более того, часто частотные диапазоны для левой и для правой стороны ставятся разными, поскольку динамики слева и справа находятся в разных условиях под разными углами к слушателю.    



   Также, аудиопроцессор должен устанавливать частотный диапазон в котором играет каждый из динамиков и должен выстанавливать крутизну среза. С помощью выбора крутизны среза, мы можем  играть с фазировкой каждого из динамиков, что может нам пригодится в настройке звука в автомобиле.



    Все это нам позволит настроить систему максимально комфортно именно для вас и с максимальной отдачей от тех компонентов, которые Вы используете в своей музыкальной системе.


    Обратите внимание, что многие автомобильные аудиопроцессоры имеют некие ограничения касательно крутизны срезов или их частоты или могут вовсе их не иметь. В данном случае потребуется или некие внешние кроссоверы, или кроссоверы встроенные в усилитель.





    В любом случае, когда процессор обладает всеми функциями регулировки и крутизны срезов и частоты срезов индивидуально на каждый динамик - это максимально удобый и правильный вариант. Обратите также внимание, что все динамики находятся от вас на разном расстоянии. Соответсвенно и громкость, на которой будет играть  каждый динамик - будет разной.


    Любой аудиопроцессор должен уметь отдельно регулировать громкгостькаждого из динамиков. Это позволит нам избежать тех самых автомобильных проблем и ньюансов, которые встречаются во всех авто.


    В случае, если данной функции в автомобильном процессоре нет, то из ситуации можно выйти, но это
потребует гораздо больших сил. Так же аудиопроцессор может регулировать и фазу. В редких случаях, но это
может оказаться очень удобным. Почти все аудиопроцессоры  могут это делать с саббуферным звеном - это может
оказаться очень полезной  функцией. Но при этом также большинство умеет крутить и фазу на каждый иной отдельно взятый динамик. Опять же, в ряде ситуаций это может очень облегчить процесс настройки автомобиля. В случае, если этой функции нет, то всегда можно механическим путем плюс с минусом поменять на акустическом кабеле.  Но любом случае - это будет менее удобно.




    Еще одна из важных функций, которая достаточно спорная - это так называея возможность работать с
эквалайзером.



    Он позволяет сразу побороть несколько проблем. Первая проблема заключается в том, что любой динамик, который установлен в автомобиле имеет или не имеет некие отражениея или переотражения до того момента, как звук доходит до Ваших ушей. В связи с этим ряд определенных частот может складывыаться или вычитаться, пока доходит до вас.





   При этом эти частоты на левом и на правом динамике или на обоих сразу могут оказаться разными или одинаковыми. Что будет приводить к тому, что так называемая АЧХ (громкость отдельно взятой частоты) будет разной и не соответсвовать друг другу. Это будет приводить к тому, что будет теряться точность образа и его локализация в автомобиле. Автомобильный проц должен обладать возможностью работы с эквалайзером, то етсь фактически вмешательность в громкость каждого чатсотного диапазона отдельно на левую сторону и отделльно на правую.


   А еще желательнее на каждый динамик отдельно. Практически все аудиопроцессоры умеют работать с эквалайзером отдельно на левую и на правую сторону. Тоже самое умеют некие однодиновые  головные процессорные устройства.



    При этом некоторые двухдиновые головные устройства, имеющие на своем борту аудиопроцессор имеют
эквалайзер, который может работать только на левую и на правую сторону одновременно. Это опять же лишает нас возможности некой музыкальной более точной  нстройки. И опять же эквалайзер может нам помочь скорректировать не только какие-то провалы и наоброт сложение звуковых частот, вызванных автомобильными особенностями так называемыми отражениями-переотражениями, но и позволит скорректировать некий характер, с которым играет  тот или иной динамик. С помощью работы с эквалайзером, мы так же сможем скорректировать тот характер звука, с которым играет вся наша музыкальная система.



    Подведя итоги.
         Идеальный автомобильный аудиопроцессор, должен уметь регулировать звуковые задержки, выставлять
частотный диапазон, с которым будет играть тот или иной динамик, а также выставлять крутизну спада, при котором будет происходить затухание при срезе на определенной частоте каждого динамика. Звуковой процессор должен регулировать  громкость каждого динамика.


    Аудиопроцессор должен иметь на своем борту эквалайзер, причем желательно не только побортный - лево и право по отдельности, но и с возможностью регулировать отдельно каждый взятый канал. Все эти функции позволят нам сделать в автомобиле звук не только похожий на то, что мы слышим дома, но и даже лучше.


    Я очень часто говорю, что без  аудиопроцессора не бывает звука в автомобиле. Я надеюсь, что теперь вы понимаете это также ясно как и я сам.


     Обратите ваше внимание, что если вы никогда не слышали систему с хорошо настроенным аудиопроцессором, то Вы даже близко не представляете, что такое граммотный и качественный  звук в своем автомобиле.

    Стоит упомянуть, что аудиопроцессоры бывают как встроенные в головные устройства так и внешние и
встроенные в усилитель.


    Я всегда советую выбирать или очень хорошие головные утсройства, которые включают в себя  аудиопроцесор, а
еще лучше иметь аудиопроцессор, как внешнее устройство.



      На мой взгяд внешний аудиопроцессор - это самое удобный вариант и позволит переносить этот его из автомобиля в автомобиль не меняя его со временем. А самое главное, такие внешние аудиопроцессоры часто имеют на своем борту цифровой или оптический вход, что очень удобно, в случае, если вы в своем автомобиле решите установить некое головное устройство на базе компа.


     Конечно, стоит сделать нексколько сносок.  Что бывает  очень не плохие системы, так называемые "безпроцессорные", где функцию временной коррекции  настройщик-установщик  пытается выполнить с помощью регулировки очень тонкой расстояния каждого динамика относительно к другому. Зачастую, такой путь имеет  право на жизнь, но он на столько сложен, геморроен и зачастую имеет плохой результат, что рассматривать его всерьез не стоит.


    Учтите, что в случае, если мы применяем аудипроцессор  в авто, то мы регулируем каждый канал по отдельности.  Это означает, что сколько у нас бы небыло динамиков, столько же у нас должно быть каналов и  усилителя . Тоесть, в случае, если у нас установлен 2х-компонентый фронт - то етсь 4 динамика спереди,(2 мидбаса, 2 твиттера и саббуфер сзади) -  у нас должно быть минимум или 5 или 6 каналов усиления. А в случае, если мы к примеру  имеем спереди 3х-компонетный фронт, нам  уже так же  потребуется миниммум  7-8 каналов усиления.





      Часто встречаются такие схемы, которые называются ДВА ПЛЮС или два с половиной. Когда у нас к примеру, есть 3х-компонентная акустическая система, при этом среднечастотник и твиттер работают через некий пассивный кроссовер, тоесть требуют только одного канала усиления  - на левую сторону  и одного канала усиления на правую. И мидбасы, которые работают уже полностью поканально. Я не приветсвую такие системы, считаю, что они крайне не корректны, настраивать их значительно сложней и экономически это не целесообразно - куда выгоднее купить аудиопроценссор на нужное количество каналов.


   Раньше очень часто можно было встретить такую фразу, что аудиопроцессор - это дорого, поэтому ставить я его не буду. Если честно, я вобще не вижу смысла без аудиопроцессора что-то ставить. Да и сейчас ситуация  совершенно другая. Благодоря китайским нойнейм компаниям  на рынке появилось очень большое количество вполне достойных аудиопроцессоров по очень демократичной цене. Фактически, граммотный автозвук в автомобиле  благодоря им  стал более чем доступен абсолютно всем любителям музыки.


   Учтите, что когда вы работаете с аудиопроцесосром, Вы регулируете  все частотные срезы  на каждый из
динамиков  по отдельности. Когда вы это делаете  будьте осторожны и внимательны, проверяя каждый канал  и как вы его подключили. Потому что в случае, если на твиттер или на среднечастотник  или на мидбас Вы пустите слишком мощный или слишком низкий для него частотный диапазон, то этот динамик может попросту сгореть.


     Поэтому старайтесь обратится к профессионалу, который вам поможет собрать такую систему.

Например, ко мне :)