Автозвук в Mercedes Gelandewagen (G-class) W463 – когда все непросто.
АвтоЗвук в квадратном автомобиле это свои нюансы
Автомобили Gelandewagen считаются культовыми, и именно 463 кузов из всех подобных моделей в нашей стране самый популярный и многочисленный. Эти автомобили ценят за их престижность и харизму. И зачастую, для многих владельцев они являются просто игрушками. Но есть и собственники Gelandewagen, которые на этих машинах передвигаются постоянно и иногда даже с очень большими пробегами и в таких ситуациях мысли о грамотном и качественном автозвуке в своих транспортных средствах приходят им на ум очень часто.
Но о каком-то приличном автозвуке здесь и речи идти не может, машина достаточно унитарна и, несмотря на большую роскошь салона в некоторых комплектациях, штатная музыка в них отвратительна вдвойне по сравнению с другими автомобилями. Тем не менее, у данных моделей есть очень большие плюсы и минусы, которые касаются построения автозвуковых систем в них.
К самому главному минусу можно отнести посадку водителя в этом автомобиле, она так называемая «тракторная», когда голова водителя находится очень высоко над мидбасом, установленным внизу дверей. Таким образом, вся музыкальная сцена, как бы мы не пытались построить качественный и грамотный автозвук в нём, будет уходить вниз и застревать в торпеде, что будет очень некомфортно. Поэтому во всех автомобилях с тракторной посадкой обязательна установка или двухполосной системы с низко играющими твитерами, хотя и не факт, что это спасёт ситуацию, или же установка широкополосных динамиков вместо твитеров. И, конечно, установка классической трёхполосной акустической системы, которая бы в данном случае была самым лучшим вариантом - оптимальное решение.
Но, к сожалению, стойки лобового стекла у этого автомобиля очень маленькие, и когда в них устанавливается среднечастотный динамик, поначалу они могут выглядеть нелепо. Поэтому, очень важно, если Вы решились на бескомпромиссный звук, смириться с тем, что СЧ и ВЧ у Вас будут стоять на стойках и это будет внешний подиум.
Другой вопрос, что если подобрать компактные динамики, и сделать это очень аккуратно, то можно добиться неплохого результата и даже гораздо симпатичней, чем тот, который мы имеем сегодня, что обусловлено крупным размером среднечастотного динамика. Как альтернативный вариант можно ещё рассмотреть установку среднечастотного динамика в верх двери, а твитеров в уголки зеркал или на стойки, где они не будут так сильно выделяться. Тем более, твитеры всегда более компактны, чем среднечастотные динамики. Такой вариант вполне допустим и является определённым компромиссом между качественной и грамотной музыкальной системой и сохранением аутентичности салона, но в нашем сегодняшнем случае, ни на какие компромиссы по звуку владелец пойти не хотел.
самое сложное для владельцев геликов - смериться с мыслью, что для качественног оавтозвука придется пожертвовать дизайном. хотя сч если подобрать более компактные, то внешний вид стоек мог бы быть куда миниатюрнее и красивее
Следующий немаловажный момент – это источник звука, который Вы будете использовать в этом автомобиле. Что касается ШГУ, то в зависимости от годов выпуска оно очень сильно может меняться. Например, в сегодняшнем случае в качестве источника звука установлена классическая двухдиновая магнитола Pioneer MVH 240, а в более свежих моделях Gelandewagen можно использовать и ШГУ с помощью дополнительных переходников, и из него можно вытащить довольно качественный цифровой сигнал. Но, поскольку наш сегодняшний Gelandewagen – преклонных лет, современного ГУ на своём борту он не имел. И такое решение, как альтернативная двухдиновая магнитола вполне разумно. Хотя в последнее время гораздо большим спросом пользуются устройства на базе Андроид и некоторые из них, при правильном подходе, даже очень неплохо могут играть, как и этот Pioneer.
сейчас более популярны Андройд решения, но когда этот автомобиль строился таковых попросту не было нужного качества, ведь не каждый андройд для хорошего звука подойдет
Что касается трёхкомпонентного акустического фронта, установленного здесь, он полностью собран на базе динамиков Eton серии MAS. Вначале владелец купил двухкомпонентную акустическую систему от этого немецкого производителя, который производит свою акустику именно в Германии, а потом он уже докупил среднечастотник MAS 80 и тыловую акустику. И сразу стоит поговорить именно об этом комплекте. Несмотря на его высокую цену, назвать его гиперудачным я не могу. По большому счёту, этот комплект действительно играет, но при этом обладает рядом особенностей, которые нужно учитывать. Сам высокочастотный динамик очень специфичен и имеет очень сильный окрас и, если у Вас очень высокие требования к высокочастотникам, то установка таких твитеров, может оказаться не лучшим решением. Хотя, если они Вам нравятся, то они могут оказаться и наилучшим выбором. Я в своей практике люблю использовать универсальные решения (твитеры), которые нравятся всем, но этот автомобиль приехал ко мне на настройку из Калуги, где компоненты подбирались владельцем самостоятельно.
Ещё стоит обратить внимание, что именно твитер из комплекта Eton MAS играет довольно высоко, и не может играть низко! А значит, если бы у нас был установлен просто двухполосный комплект этой акустики, то конечный результат был бы просто ужасным. Этот твитер не подходит для двухполосных акустических систем, а может играть только в составе трёхполосок! Собственно говороя трёхполоска у нас тут и сделана.
Что касается среднечастотного динамика, то к нему претензий нет. Он находится на абсолютно стабильном и хорошем уровне по соотношению цена-качество. Может при этом играть достаточно низко, хотя звучит высоко, что не часто встречается. Я бы назвал этот среднечастотник универсальным. Конечно, хотелось бы, чтобы он стоил немного дешевле, но в целом модель вполне актуальная.
С мидбасами здесь самая сложная ситуация – верх они играют не очень хорошо, то есть по всем частотным характеристикам и техническим параметрам они прекрасно это делают! Но по ушам, по ощущениям, звук, который они выдают на частотах выше 600 Гц, очень специфичный. И не каждому ляжет на уши. Но, когда у нас устанавливается трёхкомпонентный акустический фронт, все эти частоты на себя берёт уже неплохой среднечастотник. А, соответственно, этот минус данных мидбасов можно откинуть.
очень сложный в понимании мидбас, но повозившись с настройками можно его обуздать
Вторая особенность этого динамика – у него есть определённые проблемы с суббасовыми частотами. Многие из Вас думают, что мидбас не должен играть суббас, поскольку это выполняет сабвуфер. И это очень большая ошибка! Сабвуфер просто так, даже с применением звуковых задержек, вперёд автомобиля не перенесётся, если он не очень быстрый. Именно наличие суббаса на мидбасах всегда может этому помочь. Данный мидбас из комплекта Eton MAS нельзя назвать двушечным по той причине, что он не очень хорошо играет верх. С другой стороны, его нельзя назвать полноценно трёшечным, потому что он не очень хорошо играет вниз. Кстати, такие динамики иногда очень даже выигрышно применять в музыкальных системах, которые направлены строго на старый рок, но, если мы хотим получить универсальную систему, то такой мидбас является очень спорным, на мой взгляд.
В нашем сегодняшнем случае всё это компенсировалось совершенно другими факторами и это связано с самим Mercedes Gelandewagen. Помимо тракторной посадки у этого автомобиля есть ещё ряд особенностей. Одна из них – довольно большое и везде прямое и не изогнутое боковое и лобовое остекление. Именно такая форма остекления является наихудшим вариантом, чтобы построить качественную и грамотную музыкальную систему. Количество переотражений от больших прямых стёкол будет всегда значимо больше, чем в более классических и современных на вид автомобилях. И, когда я настраивал этот автомобиль, именно с рядом переотражений от средних частот я боролся очень долго и это мне удалось, хоть и не без труда! При этом избежать этой особенности какими-то специфичными направлениями среднечастотников и твитеров в подиумах попросту нельзя, можно получить ещё больше музыкальных бед.
У этого автомобиля есть ещё одна интересная особенность – то, как в них работают сабвуферы. Сколько бы я не настраивал Gelandewagen, я всегда удивлялся, что даже от «мясных» сабвуферов в этом кузове можно получить очень хороший, панчовый и быстрый бас спереди, что просто шикарный бонус! И именно это спасает наши мидбасы, которые работают на определённой грани своих басовых возможностей. Если можно сказать, что Mercedes Gelandewagen не самый удобный автомобиль для установки качественной и грамотной музыкальной системы, то с других сторон он является очень даже удачным. Как будто в одном месте отсыпали, а в другое насыпали. И мы получаем автомобиль, который может играть не хуже классических современных моделей, но только тогда, когда система будет построена с учётом особенностей самого кузова.
А что касается остальной системы, то здесь всё тоже сделано не бюджетным образом. На СЧ/ВЧ динамики играет очень редкий 4-х канальный усилитель от German Maestro, который также, как и Eton, имеет прямое отношение к Германии. На фронтальные мидбасы и тыловую акустику трудится усилитель STEG К 4.02, мощность которого просто поразительна. А контроль именно мидбасовым звеньям он даёт просто великолепный, не под стать другим аналогичным моделям. На сабвуферное звено работает компактный моноблок STEG DST 850. А сам сабвуфер German Maestro 3W12 установлен в закрытом ящике в классическом корпусе, в багажнике с направлением на дверь.
для усилителей в багажнике был построен фальшпол т.к. других мест для размещения крупных усилителей в автомобиле попросту нет
Несмотря на все определённые особенности данного автомобиля, мы получили вполне собранную музыкальную систему, которая даже может играть очень громко. И хоть весь фронт у нас немецкий, а немцы, как правило, не делают громкую акустику – звучит она без потери качества на солидной SQ-ной громкости очень даже весело. Конечно, она далека от SPL, но для адекватного человека её громкости хватает за глаза. При этом характер подачи музыки очень резкий, быстрый, чёткий, что особенно выгодно, например, в старых роковых направлениях. Передние мидбасы, несмотря на свой скромный размер в 16 см, работают очень даже лихо, в чём им помогает хороший контроль усилителя, а также та особенность, что эти динамики не гиперсильно уходят в бас, который, как правило, и напрягает перегрузами передние мидбасы более всего. А даже мясистый сабвуфер в таком кузове автомобиля переносится наперёд с такой скоростью и точностью, что недостатка в басе от мидбасов и не заметно.
Помните, что любой автомобиль, какой бы он ни был, заслуживает хорошего, качественного и грамотного автозвука. И этого заслуживает не только автомобиль, но и уши его владельца! В нашем сегодняшнем случае эти уши были полностью удовлетворены. А я хочу поставить акцент в конце этой статьи о том, что каждый автомобиль имеет ряд определённых особенностей и нюансов. И их всегда нужно учитывать при построении качественной и грамотной музыкальной системы. А поскольку Gelandewagen является особенным автомобилем с точки зрения автозвука, подходить к нему нужно исключительно с умом. Сперва семь раз измерив и только один раз отрезав. А кто лучше всех пилит и отрезает, я надеюсь, Вы знаете! И, если захотите озвучить свой Gelandewagen – Вы всегда знаете, к кому обратиться.