Музыкальные автомобили

BMW X5 (F15) – когда нужно в BMW очень громко, приходится идти на жертвы и на траты

BMW X5 (F15) – когда нужно в BMW очень громко, приходится идти на жертвы и на траты


BMW X5 F15 причём дизель Mка! Как мы понимаем об экономии сегодня речи не идет.


Об автомобилях BMW X5 и компоновке их систем было сказано нами уже очень много. Если вкратце, то фронтальная акустическая система в штатном виде в BMW состоит из двухполосного фронта с дополнительными вуферами. И назвать такую систему трёхкомпонентной у меня не поворачивается язык. Всё-таки, это классическая двухполоска, где в качестве мидбаса выступает среднечастотный динамик в дверях. А уже в помощь к нему идёт вуфер, который находится под сиденьем. И, соответственно, оттуда выходят и все проблемы, с которыми Вы можете столкнуться при построении качественного и грамотного автозвука в таких автомобилях.


Проблема номер один, самая важная – достижение очень высокой громкости, значительно выше, чем возможности штатной музыкальной системы. Для того, чтобы получить качественный и грамотный звук на порядок лучше любых топовых штатных систем от BMW, не нужно никакого труда и можно обойтись минимальным бюджетом. А вот чтобы добиться очень громкого звука без потери качества – приходится очень сильно попотеть и иногда пойти на определённые компромиссы.


ёОсновные две трудности для получения высокой громкости в автомобилях BMW взаимосвязаны друг с другом. Номер один – в качестве мидбаса у нас установлен всего лишь 10-ти см динамик в дверях, которому очень тяжело работать громко. Номер два – вуферы, которые находятся под сиденьем и должны наполнять автомобиль фронтальным басом, имеют ряд ограничений по габаритам, они должны быть плоскими и работать в маленький ящик, объём воздуха с которого уходит в порог. И даже, если предположить, что когда-либо будет изобретён гипер мощный плоский подседельный динамик, который бы не горел на высоких мощностях, то по-прежнему останутся иные проблемы, поскольку этот динамик будет играть в крайне малый объём, да и воздух весь будет выходить в порог, а значит и порог при достижении определённой громкости будет очень сильно дребезжать, что часто можно встретить в автомобилях от этого баварского производителя.


Проблема усугубляется в автомобилях более крупного размера – чем он больше и выше посадка, тем сложнее его озвучить громко, тем труднее поднять музыкальную сцену и выстроить её грамотно. И как раз именно с крупными BMW, такими как Х5, X6, X7 и возникает больше всего проблем. При этом в автомобилях Х3, несмотря на тоже высокую посадку, проблем значимо меньше. Поэтому помните, что чем ниже Ваш автомобиль BMW, тем лучше он будет играть с точки зрения качества и тем проще будет заставить его играть громко.


Сегодняшний же наш случай – это как раз та самая ситуация, когда владелец автомобиля не готов мириться с максимально возможной громкостью штатной системы. Ему нужно значимо громче без потери качества. А ещё одно из пожеланий, которое несовместимо с его высокими требованиями – чтобы система была установлена в штатных местах и никаких видимых переделок быть не должно. И, как Вы понимаете, такая задача не самая простая. Всегда нужно понимать, что Вам придётся идти в данном вопросе на достаточно сильные компромиссы.


Что касается среднечастотных динамиков в дверях, то там Вы столкнётесь с самыми основными проблемами. Для получения более высокой громкости Вам нужно будет брать или среднечастотники высокочувствительные, которые, естественно, смогут играть громко, но будут немного превращаться в кашеобразные (по звуку) на высоких громкостях. Вторая вариация – это возможность установки 13-ти см плоских среднечастотных динамиков из SPL-ной эстрадной акустики. Здесь уже будут совершенно иные проблемы, поскольку не в каждый автомобиль можно поставить такой габаритный динамик и нужно будет переделывать штатную сетку, она слишком маленькая. И, чтобы звук от такого крупного динамика проходил в салон, её точно потребуется увеличить.


штатная сетка в 10 см в дверях под сч динамик одна из проблем при желании воткнуть туда сч в 13 см


С твитерами здесь тоже не всё так просто, они должны быть громкие, мощные и способные выдерживать высокие перегрузы, им необходимо будет при таких задачах играть не только громко, но еще и с достаточно низкими срезами. Ведь наша система двухполосная, а в таких системах нагрузка по частотному диапазону на твитеры ложится куда более сильная, чем в классических трёхкомпонентных акустических системах.


накладки для ВЧ тоже не стандартные, но при этом штатные


А что касается подседельных динамиков, то основная их задача в таких автомобилях – чтобы они играли громко басовый диапазон, и при этом держали эту мощность, не перегорая, не вылетая и попросту не разваливаясь. На что тоже способен не каждый динамик.


Фронтальный состав именно в этом автомобиле сделан на компромиссах. В качестве среднечастотных динамиков установлены серединки Focal K2 Power, 10-ти см размера. Такие серединки без проблем устанавливаются в штатные места автомобиля. При этом они могут действительно играть громко, еще они не обладают очень высокой чувствительностью, а значит, на высоких громкостях не превращаются в кашеобразность. Но, к сожалению, у них есть другая особенность – они очень плохо отыгрывают нижний регистр, который бы нам хотелось получить от среднечастотных динамиков. И, несмотря на то, что они имеют калибр в 10 см, по низкочастотным срезам они работают как широкополосники более скромных размеров, что даёт нам высокую громкость, но спектральный баланс с ними не будет самым корректным. Помните, как я и говорил раньше, всегда при таких задачах придётся идти на какие-то компромиссы.

Подседельные динамики у нас установлены от китайского производителя с немецкой наклейкой ESX. У этих динамиков есть безумный плюс – они могут выдерживать очень высокую мощность. Но их большой минус в том, что достаточно высоко они не хотят играть. А для того, чтобы состыковать правильно, не нарушая спектральный баланс наши среднечастотники, которые не хотят играть вниз и эти вуферы, которые не хотят играть вверх, при настройке Вам придётся очень сильно попотеть и вряд ли кто-то сможет с этим справиться достаточно быстро. В том числе и я потратил на настройку этого автомобиля очень большое количество времени.


есть и хороший плюс в этом авто - это очень удобная штатная магнитола с неплохим изначально звуком


С высокочастотными динамиками здесь происходит самая большая неприятность –твитеры от Focal именно жёлтого цвета всегда играют очень плохо. Да, они имеют определённый запас по мощности, да, они могут играть громко, но они не хотят играть вниз, что нам нужно для двухполосного акустического фронта BMW. И, к тому же, они звучат с очень сильными искажениями на высоких громкостях. Это довольно сильно режет уши! В составе этой системы именно твитеры я бы в обязательном порядке поменял. Они являются самым слабым звеном и портят картину очень сильно. А что касается твитеров, которые могут играть и громко и низко, то на данный момент выбор достаточно большой как среди азиатских поделок, так и среди оригинальной продукции, произведённой в Европе. И кстати, по цене она не будет отличаться от этих твитеров Focal. Вспомните, что я всегда говорил – лучше покупать отдельно компоненты, нежели всё комплектом, как было сделано в данном случае. За что владелец и поплатился не самым лучшим высокочастотным звеном, а если быть точнее самым худшим.


В качестве тыловой акустики здесь установлены 10-ти см среднечастотники от тех же Focal K2. И, если Вам нужна высокая громкость, то наличие тыла может помочь с этим очень здорово. Поскольку тыловая акустика помимо того, что расширяет музыкальную сцену и делает её более объёмной (хотя, в принципе, в BMW с объёмом музыкальной сцены, даже если нету тыла, никаких проблем нет), тыловые среднечастотники помогают поднять именно ощущение громкости, что в ТЗ на этот автомобиль и требовалось.


Что касается сабвуферного звена, то у нас установлен SPL-ный динамик, который очень хитро расположен в багажнике, поскольку направлен он вверх и при этом находится в фазоинверторном исполнении. Такое решение неординарно и спорно. Но ему есть очень логичное объяснение. На какой-то дополнительный ящик в багажнике владелец этого автомобиля попросту не готов. При установке такого сабвуферного динамика в короб типа стелс в крыло КПД этого динамика падало бы, поскольку владельцу нужна действительно высокая мощность, которую может дать исключительно фазоинверторный ящик. А расположить ФИ в крыле попросту невозможно, поскольку там не хватит объёма. И единственное решение, которое можно было бы выполнить, при этом сохранив полностью багажник функциональным – это установка сабвуферного ящика именно в штатном фальш-поле, что и было сделано. Да, с одной стороны, при таком расположении КПД динамика будет сильно ниже, чем если бы он просто стоял в обычном ящике. Но, с другой стороны, его КПД в фазоинверторном исполнении даже при расположении в полу значимо выше, чем КПД закрытого ящика в корпусе стелс. А значит, такое решение единственно возможное при требовании сохранить багажник "девственным".


очень хитрый по конструкции корпус, но это работает прямо по ТЗ от заказчика


Усилители при этом в системе стоят современные цифровые от компании Kicx. И основная их задача – давать очень высокую мощность при очень маленьких габаритах, поскольку, если Вы вспомните, весь наш багажник занят корпусом от сабвуфера. И для расположения усилителей не хватает места. Конечно, музыкальных изысков от них ожидать не стоит. Но, я Вам уже говорил, что сегодня речь идёт исключительно о компромиссах.


ГУ в этом автомобиле осталось штатное, потому что ШГУ от BMW играют более чем убедительно. Безусловно, к разряду High End их отнести ни в коем случае нельзя. Но играют они точно лучше "среднего по палате" и при этом, получить с них грамотный и качественный звук при правильном подходе возможно. Конечно, такого уровня системы подключаются не по высокому уровню, а через дополнительные переходники по цифровому аудиовыходу, что здесь и было сделано.


А в качестве всего сердца системы у нас установлен процессор Helix DSP PRO MK2, который разруливает полностью наш трёхкомпонентный (двухполосный) фронт с вуферами, тыловую акустику и сабвуфер. И что самое интересное, в этом автомобиле ещё присутствует и центральный канал, на который как раз идёт десятый канал управления от процессора Helix. Изначально владельцем подразумевалось, что при наличии центрального канала он сможет получить хорошую стереокартинку и центральный голос именно при просмотре фильмов. Все мы прекрасно знаем, что фильмы очень часто прописываются в формате 5.1. И логика в его мышлении была. Но, к сожалению, внутри автомобиля она попросту неприменима, поскольку сами переходники Триома и прочие не позволяют передать сигнал 5.1 по цифре. А второй немаловажный момент – процессоры Helix не имеют на своём борту декодеров 5.1. А значит, центральный канал удалось запустить исключительно в монорежиме, объединив дорожку левого и правого каналов и фактически, центральный канал действительно в таком расположении ставит немного больше акцент на голосе при просмотре, например, каких-нибудь Ютуб роликов или фильмов и не более того. В целом, даже если бы его не было, картинка не была бы сильно хуже, а уж в музыкальном тракте центральный канал вредил бы очень сильно. Здесь нам очень сильно помогал Helix Director – это дополнительный пульт управления к этому процессору, который на своём борту имеет возможность между переключением более чем 15 прессетов и при настройке сразу три прессета я занял. Они формировались таким образом. Первый – фронт плюс сабвуфер, второй – фронт плюс тыл плюс сабвуфер, и третий – фронт+тыл+сабвуфер+центральный канал. Все три прессета были настроены на достаточно высокую громкость (точнее очень высокую). Конечно, можно было бы сделать ещё и четвертый прессет, который был бы рассчитан исключительно на музыку спокойную и адекватную громкость, но, как мне объяснили, владельцу это неактуально, поскольку он всегда "наяривает" на своей пусть и дизельной но "М"ке.


по лицу человека за рулём видно, что он после моей настройки грустный, что встречается впервые за всю мою практику! а знаете почему он грустный? потому что это не его автомобиль, а он просто его пригнал на настройку, и после езды на нём и прослушивании музыки ему придётся возвращаться в своё унылое штатное звучание своей унылой VOLVO


И поверьте мне, эта система играет очень громко, что для BMW крайне неожиданно – эти автомобили не предназначены для такого. Тем более, у нас сегодня не какая-нибудь BMV копейка или тройка, а именно крупный X5 в кузове F15. Хотя Вы прекрасно должны понимать, что если Вы владелец баварской марки и хотите безумно громко без потери качества, то Вам придётся идти на определённый компромисс. А значит, к выбору системы и компонентов нужно будет подходить крайне обстоятельно, в чём мы всегда можем Вам помочь, если Вы обратитесь к нам.





2021-09-24 00:05