Почему так не заменим аудиопроцессор в автомобиле?
Что бы очень подробно объяснить, почему же без аудиопроцессора в авто не бывает нормального звука, нужно немного вернуться к домашним стереосистемам. Что такое классическая домашняя стереосистема - это одна пара стереоколонок. И для того, что бы добиться максимального качества звучания от них - вам достаточно будет просто сесть между ними на каком то расстоянии. Все остальное за вас уже продумали инженеры, которые производили эти динамики и которые производили тот усилитель или ресивер, который работает на эти же динамики.
Обратите внимание, что когда вы сидите между стереопарой, то звук от левой колонки и от правой колонки, до вас доходит одновременно. Более того, звук например от левой колонки - от твиттера, среднечастотника и от мидбаса - так же доходит до вас с одной временной задержкой. То есть они расположены все на одной вертикальной плоскости с равным удалением от Ваших ушей.
Более того, внутри любой домашней колонки, находится так называемый кроссовер, который выполняет функцию разделения частот. Он обрезает твитер снизу, обрезает среднечастотный динамик сверху и снизу, что бы он играл удобный для себя диапазон звуковых частот, ну и так же работает с мидбасом и НЧ-драйвером.
Все срезы, которые оптимальны для данного динамика, для вас уже подобрали на заводе и вам просто достаточно сзади домашней колонки, прикрутить два акустических кабеля. Все домашние колонки при этом, находятся с одинаковым разворотом к вам, поэтому все динамики и левые и правые играют под одинаковым углом к вам.
Что касается автозвука - ситуация совершенно иная. Первая и главная проблема, которая возникает - это то, что слушатель, то есть Вы, находитесь не посередине между левыми и правыми динамиками, а ближе к определенному краю авто. Если мы говорим о леворульном авто, то звук с левых динамиков будет доходить значительно быстрей, чем от правых динамиков.
И это еще пол беды. Дело в том, что даже если мы возьмем отдельную левую сторону, то твиттер, как правило, расположен вверху торпеды, а мидбас внизу двери. И получается, что временная задержка между твиттером и мидбасом на одной стороне, будет разной. Впрочем, как правило и на другой стороне ситуация аналогична. Звук от всех динамиков, которые расположены в авто, доходит до вас не одновременно, и чем динамик ближе, тем быстрее звук от него дойдет. Тем сильнее будет и локализация данного динамика, который находится ближе, и тем менее будет сведена общая звуковая картинка. Потому что все звуки до Вас доходят с разной задержкой, с разным временным промежутком и фактически местами накладывается друг на друга, в том числе в противофазе, превращаясь в некую кашу.
Нужно понимать, что левые и правые мидбасы, но бывает и среднечастотники, находятся у вас под разными углами. Левый мидбас расположен сильно внизу, под вами, правый мидбас смотрит как бы под прямым углом. Фактически получается, что звук от правого и от левого динамика до вас будет доходить разный, только за счет того, что они расположены под разными углами.
Зачастую, высокочастотники также могут стоять с небольшими отличиями по углу направленности.В данном случае, динамики будут играть по разному. Следующая проблема в авто то, что в зависимости от удаления динамика, динамики могут менять свою громкость, которую вы получаете в том месте, где сидите. Фактически, громкость каждого динамика также будет не согласована между остальными динамиками.
Ну и главный момент: Авто - не идеальное место для прослушивания звука. В авто очень много так называемых отражаемых поверхностей. Причем, для каждого динамика своя отражающая поверхность обязательно найдется и будет индивидуальной.
За счет этих переотражений, отражений наложений, где звуковые волны могут вычитаться, складываться - каждый динамик, установленный в своем месте, будет играть по разному. Построить звук в авто гораздо сложнее, чем сделать это в домашних условиях. Поскольку вещей, которые нам будут мешать получить хороший звук в автомобиле гораздо больше. Конечно, есть и плюсы: например, в авто гораздо интереснее распространяются низкочастотные волны. Таким образом, хороший, плотный бас, который легко получить в авто, в домашних условиях получить сложнее. Поэтому, ощущение, которые вы получаете, прослушиваете музыку в автомобиле, отличается и сильно от домашних.
Что же мы получим, если мы не будем стараться исправить все эти автомобильные нюансы и слушать автомобильный звук так как он есть в штатном виде абсолютно любого автомобиля? Мы получим, что например тот же самый голос, который он у нас должен находится по центру торпеды (по середине стекла), будет всегда слышен с ближайших динамиков, то есть, с левой стороны. Если начать бороться балансом (громкостью левой и правой стороны), попытаться увеличить громкость правой стороны, то часть звуков будет переноситься на правую сторону, часть звуков останется по-прежнему с левой стороны и получится полная "билеберда". С такой билебердой, ездят практически 99% автолюбителей и только один процент самых требовательных строит себе в авто граммотную систему.
Так же, если не устранять все нюансы, которые у нас возникают в авто, мы будем иметь тот эффект, что, поскольку звук будет доходить от каждого источника звука в авто с разной задержкой, то он будет опять же размазанным и не четким. Даже, если поставить самые дорогие динамики в обычном виде без аудиопроцессора, мы не сможем из них выжать и половины того, на что они способны.
Опять же, ошибка - безумно дорогие системы на очень дорогих динамиках, но при этом аудиопроцессора в авто нет. И по факту получается, что угробив бешеное количество денег в усилители, в динамики, в установку, - люди на выходе получают бестолковый результат.
Что же должен уметь автомобильный аудиопрочессор, что бы побороться со всеми теми проблемами, которые у нас возникают в автомобиле? Поскольку все динамики в авто находятся на абсолютно разном расстоянии от слушателя, то главная функция автомобильного процессора - это временная коррекция. Любой автомобильный процессор в первую очередь должен в себе иметь функции регулировки временной коррекции или временной задержки на каждый отдельно взятый динамик. С помощью временной коррекции мы сможем сделать так, что слушатель будет одновременно слышать и левую и правую сторону и стерекартинка будет строится значительно лучше, значительно качественнее, точнее, чище и локализация всех музыкальных инструментов буде находится в том месте, как это находилось при записи в студии или в другом помещении.
Ещё одним важным моментом, которым должен обладать автоаудиопроцессор - это возможность устанавливать частотные срезы на каждый из динамиков по отдельности (функции кроссовера или по нашенски полосового фильтра). Если мы берем домашние стереоколнки, то внутри каждой из них, находится так называемый пассивный кроссовер, который выполняет функцию устанавливать частотные срезы на каждый из динамиков, которые стоят в этой колонке. Все частотные срезы и громкость каждого динамика по отношению к другому уже заранее отрегулирована заводом-производителем.
В авто у нас ситуация немного другая. Каждый автомобиль индивидуален. И изначально завод - производитель, может предложить срезы и соотношения громкости каждого динамика между собой только приблизительно. Если мы хотим выжать максимум из этих динамиков - мы должны полностью сами и самостоятельно понять каки е частотные диапазоны будут лучше для того или иного динамика, в том или ином автомобиле, для тех или иных музыкальных предпочтений и той или иной требуемой громкости. Любой аудиопроцессор должен обладать функцией частотных срезов (кроссовера). С помощью них мы сможем отдельно установить на каждый динамик тот частотный диапазон, который этот динамик может играть. Более того, часто частотные диапазоны для левой и для правой стороны ставятся разными, поскольку динамики слева и справа находятся в разных условиях под разными углами к слушателю.
Также, аудиопроцессор должен устанавливать частотный диапазон в котором играет каждый из динамиков и должен выстанавливать крутизну среза. С помощью выбора крутизны среза, мы можем играть с фазировкой каждого из динамиков, что может нам пригодится в настройке звука в автомобиле.
Обратите внимание, что многие автомобильные аудиопроцессоры имеют некие ограничения касательно крутизны срезов или их частоты или могут вовсе их не иметь. В данном случае потребуется или некие внешние кроссоверы, или кроссоверы встроенные в усилитель.
Любой аудиопроцессор должен уметь отдельно регулировать громкгость каждого из динамиков. Это позволит нам избежать тех самых автомобильных проблем и нюансов, которые встречаются во всех авто.
В случае, если данной функции в автомобильном процессоре нет, то из ситуации можно выйти, но это потребует гораздо больших сил. Так же аудиопроцессор может регулировать и фазу. В редких случаях, но это может оказаться очень удобным. Почти все аудиопроцессоры могут это делать с саббуферным звеном - это может оказаться очень полезной функцией. Но при этом также большинство умеет крутить и фазу на каждый иной отдельно взятый динамик. Опять же, в ряде ситуаций это может очень облегчить процесс настройки автомобиля. В случае, если этой функции нет, то всегда можно механическим путем плюс с минусом поменять на акустическом кабеле. Но любом случае - это будет менее удобно.
Еще одна из важных функций, которая достаточно спорная - это так называемая возможность работать с эквалайзером.
Он позволяет сразу побороть несколько проблем. Первая проблема заключается в том, что любой динамик, который установлен в автомобиле имеет или не имеет некие отражения или переотражения до того момента, как звук доходит до Ваших ушей. В связи с этим ряд определенных частот может складывыаться или вычитаться, пока доходит до вас.
При этом эти частоты на левом и на правом динамике или на обоих сразу могут оказаться разными или одинаковыми. Что будет приводить к тому, что так называемая АЧХ (громкость отдельно взятой частоты) будет разной и не соответствовать друг другу. Это будет приводить к тому, что будет теряться точность образа и его локализация в автомобиле. Автомобильный проц должен обладать возможностью работы с эквалайзером, то есть фактически вмешательность в громкость каждого частотного диапазона отдельно на левую сторону и отдельно на правую.
А еще желательнее на каждый динамик отдельно. Практически все аудиопроцессоры умеют работать с эквалайзером отдельно на левую и на правую сторону. Тоже самое умеют некие однодиновые головные процессорные устройства.
частотный диапазон, с которым будет играть тот или иной динамик, а также выставлять крутизну спада, при котором будет происходить затухание при срезе на определенной частоте каждого динамика. Звуковой процессор должен регулировать громкость каждого динамика.
Я всегда советую выбирать или очень хорошие головные устройства, которые включают в себя аудиопроцесор, а еще лучше иметь аудиопроцессор, как внешнее устройство.
Учтите, что в случае, если мы применяем аудипроцессор в авто, то мы регулируем каждый канал по отдельности. Это означает, что сколько у нас бы не было динамиков, столько же у нас должно быть каналов и усилителя . То есть, в случае, если у нас установлен 2х-компонентый фронт - то есть 4 динамика спереди,(2 мидбаса, 2 твиттера и саббуфер сзади) - у нас должно быть минимум или 5 или 6 каналов усиления. А в случае, если мы к примеру имеем спереди 3х-компонетный фронт, нам уже так же потребуется минимум 7-8 каналов усиления.
Например, ко мне :)